В.Н. Гуцуляк,
Руководитель Центра морского права,
доктор юридических наук, профессор



Наряду с курсами ГИМС (подробно о них можно посмотреть здесь) Центр морского права активно развивает Международную яхтенную школу.

Мы были первыми в России, открывшим курсы подготовки яхтенных капитанов по программе IYT – International Yacht (Yachtmaster) Training.

Вообще идея обучения яхтенных капитанов в России по международным методикам и стандартам принадлежит яхтенному капитану Рогову Дмитрию, к сожалению, ныне покойному. Именно этот удивительный человек, опытнейший яхтенный капитан еще с советских времен, проложил дорогу IYT в Россию.

Когда мы принимали у себя в офисе президента IYT американца Марка Фрая, мы не могли и предположить, что пройдет всего несколько лет и IYT получит широкое распространение как во всем мире, так и в России.

 

Дипломированию профессиональных моряков посвящен целый ряд международных договоров. Центральное место среди них занимает Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г., измененная Конференцией 1995 г. (известная в морских кругах, как Конвенция ПДМНВ-78/95 или на английском языке International Convention on Standards of Training, Certification and Watchkeeping of Seafarers – STSW-78/95). Суть требований Конвенции ПДМНВ-78/95 сводится к тому, что ни один моряк не может быть допущен к работе на судне, если не отвечает положениям в отношении возраста, состояния здоровья и квалификации. Причем дипломы и сертификаты, выдаваемые в государствах-участниках конвенции, признаются во всех морских портах государств, которые ратифицировали конвенцию.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 3 Конвенции из сферы ее действия, в частности, исключены прогулочные яхты, не занимающиеся коммерческими перевозками.

Именно по причине отсутствия такого унифицированного международно-правового акта, который бы четко регламентировал подготовку и дипломирование судоводителей прогулочных судов, сегодня в национальном законодательстве наблюдается самый настоящий «разнобой» в подходах к этой проблеме.

В настоящее время целый флот полноценных участников международного судоходства оказался за рамками норм не только Конвенции ПДМНВ-78/95, но еще и целого международных договоров, например, СОЛАС-74/78, МАРПОЛ-73/78 и др.

Между тем, международный яхтинг стремительно развивается. Растет не только количественный состав яхт, но и размеры самих прогулочных судов.

Так, по информации интернет-портала «Worlds luxury guide» (http://www.worlds-luxury-guide.com/Motor/Yachts-Cruises/Greatest-Luxury-Yachts-World/greatest-luxury-yachts-world) сегодня в мире насчитывается свыше 7 тыс. яхт, длина которых превышает 24 м, это в два раз больше, чем было в середине 90-х годов. Появились понятия не только суперяхты, но и мегаяхты, и даже гигаяхты. Яхты такого размера могут насчитывать до 82 кают, имеют экипажа до 100 человек, располагают вертолетными площадками, подводными лодками, аквариумами и дискотеками.

Авторитетный американский журнал «Power & Motoryacht» (http://www.powerandmotoryacht.com) в 1985 г. опубликовал свой первый рейтинг яхт, длина которых составляла лишь 123 фута ( 37,5 м). Сегодня же минимальная длина яхт удвоилась и равняется 201 футу ( 61,3 м).

За последние десять лет число яхт и их размеры продолжают расширяться темпами, которые кажутся невероятными.

Это при всем том, что еще более впечатляющими темпами, развивается производство яхт с куда более скромными размерами.

Сегодня мы являемся свидетелями роста числа и интенсивного развития чартерных компаний, предлагающих яхты в аренду всем желающим.

Таким образом, на просторы Мирового океана сегодня активно выходит целый флот прогулочных судов – парусных и моторных яхт, размеры и число которых растет с каждым годом.

Но как, это ни парадоксально, международное сообщество пока не уделяет должного внимания этой проблеме.

Главные же вопросы состоят в том, а кто управляет этими судами, какую теоретическую и практическую подготовку они прошли, каков уровень их квалификации, обеспечивают ли они в должной степени безопасность судовождения? На эти и другие сопутствующие вопросы нет однозначного ответа, поскольку, как уже указывалось, прогулочные суда остались вне сферы действия практически всех международных конвенций, посвященных международному судоходству. Единственным, пожалуй исключением, являются только Международные правила предупреждения столкновения судов 1972 г. ( МППСС-72).

Нельзя не сказать, что в октябре 1948 г. Экономическая комиссия ООН для Европы приняла Резолюцию №40 «Международное свидетельство судоводителей прогулочных судов» ( в английском оригинале – «International Certificate for Operators of Pleasure Crafts»).

Но резолюция, как известно, носит рекомендательный характер, и в этой связи, не налагает каких-либо четких обязательств на государства. В отличие от международного договора государства обеспечивают выполнение резолюций, исходя из собственного усмотрения.

Вместе с тем, сказанное выше вовсе не означает, что эта ниша пустует и никто не занимается обучением, подготовкой и дипломированием судоводителей прогулочных судов, совершающих международные переходы. Ситуация сегодня такова, что подготовка и дипломирование судоводителей прогулочных судов во всем мире все в большей степени отдается на откуп неправительственным организациям.

Наибольшую известность и авторитет снискали две из них. Это «Royal Yachting Association» (RYA) – «Королевская Яхтенная Ассоциация» и «International Yacht Training» (IYT) – «Международная школа яхтинга».

Эти две организации – британская и американская по месту регистрации – по существу сформировали и две соответствующих системы подготовки и дипломирования судоводителей прогулочных судов, которые сегодня являются доминирующими, но на лидирующие позиции все увереннее выходит IYT.

Международная школа яхтинга - IYT- была создана в 2002 г. и поначалу располагалась в американском городе Форт Лодердэйл ( штат Флорида), но недавно перебралась в канадский город Келоуна в провинции Британская Колумбия.

Своей стратегической задачей IYT считает осуществление международной унификации и стандартизации подготовки судоводителей прогулочных судов. С этой целью она разработала учебные программы, реализуемые в различных учебных центрах по всему миру, число которых постоянно растет и на сегодняшний день IYT имеет свыше 90 школ-партнеров в 34 странах мира.

В настоящее время двадцать пять стран официально признают свидетельства IYT. Школа предлагает свыше 30 учебных курсов как для профессионалов, так и для любителей и пользуется высокой репутацией. Методика обучения IYT получила одобрение специализированного учреждения ООН - Международной морской организации – ИМО.

Учебные курсы IYT одобрены рядом правительственных организаций. Так, Береговая охрана Великобритании, – признала все курсы IYT, в том числе и по подготовке яхтенных капитанов.

Следует также отметить, что IYT прошла добровольную сертификацию и одобрена таким авторитетным классификационным обществом, как Норвежское бюро Веритас.

IYT разработала программу, позволяющую соискателю учиться и развивать навыки управления моторной или парусной яхтой от уровня абсолютного новичка до яхтенного капитана океанского плавания. Программа состоит из модулей, которые структурированы таким образом, чтобы обеспечить последовательность обучения с «нуля» до определенного уровня.

Модули сами по себе достаточно гибкие и могут быть использованы как для индивидуального обучения, так и для обучения в составе групп, с учетом свободного времени слушателя (то есть с разбивкой по дням, выходным или неделям). Теоретические модули предшествуют практическим. Но возможно и одновременное изучение теории и практики.

Успешное окончание изучения каждого модуля руководитель яхтенной школы, являющейся партнером IYT, заверяет своей подписью и печатью. Завершение изучения всех модулей курса дает право на получение соответствующего международного свидетельства.

Основателем и бессменным президентом IYT является американский гражданин, опытный яхтенный капитан Марк Фрай, с которым мы встречались в Москве в 2002 г. и в результате в России была создана первая международная яхтенная школа на базе московской некоммерческой организации «Центр морского права».

Чем привлекательная система IYT? Во-первых, она устанавливает определенные стандарты обучения судоводителей прогулочных судов, которые основаны на многолетней практике яхтинга и что весьма важно, одобрены рядом правительственных и международных организаций. Эти стандарты закреплены в учебных программах, успешное освоение которых является основанием для выдачи соответствующих международных сертификатов. Во-вторых, каждая школа-партнер IYT пользуется широкой свободой в выборе своих методик, подготовке учебных пособий, привлечении капитанов-инструкторов и т.д.

Но эта система не лишена и недостатков. Главный из них – это отсутствие постоянного контроля за качеством подготовки судоводителей. Если в области подготовки профессиональных судоводителей государство осуществляет жесткий контроль за должной квалификацией моряков посредством лицензирования, аккредитации, курсов повышения квалификации и т.д., то в рамках IYT такой контроль отсутствует. Тут, что называется, совесть - лучший контролер. На этой почве из экономических соображений возникает соблазн отойти от полноценной подготовки, сделать усеченные или интенсивные курсы, использовать исключительно дистанционное обучение, а зачастую выдавать международные свидетельства лицам, чей уровень подготовки и квалификации оставляет желать лучшего.

IYT уже закрыла несколько таких школ в России, но тем не менее и сегодня в интернете можно встретить объявления, предлагающие в течение двух недель получить международное свидетельство яхтенного капитана.

Свяжитесь с нами прямо сейчас!  Наши контакты

Адрес: г. Москва, Петровско-Разумовский проезд, д.15
Тел: +7(495) 613-55-55+7(915) 300-68-88 

Адрес: г.Санкт-Петербург, 8-я линия Васильевского острова, 29

Тел: +7(999) 183-28-01