Обучение судоводителей (российские и международные права) плюс отдых на воде и многое другое – все в одном месте
(Интервью корреспондента журнала «Морское право» с заместителем руководителя Центра морского права Чернявским Ю.Г.)
Сегодня на водных просторах России эксплуатируется свыше миллиона маломерных судов: катеров, лодок, гидроциклов, парусников. Большинство этих судов принадлежит гражданам и предназначено для активного отдыха: туризма, спорта, любительского рыболовства, охоты и т.д. Но как это ни странно, многие даже и не подозревают о том, что для управления маломерным судном необходимо иметь такие же «права», как и на управление автомобилем. Об этом и других сопутствующих вопросах мы говорим сегодня с Юрием Григорьевичем Чернявским, заместителем руководителя Центра морского права - одной из московских организаций, представляющих целый комплекс услуг в сфере прогулочного флота.
Корр.: Юрий Григорьевич, а что из себя представляют права на лодку?
Ю.Г.: Если говорить точнее, этот документ называется удостоверением на право управления маломерным судном, но в разговорной речи он действительно чаще именуется как права на лодку. Хотя это не совсем точно, поскольку он дает право на управление не только лодкой, но еще и гидроциклом, катером, парусным судном в различных районах плавания. По внешнему виду они схожи с водительскими правами – такого же формата заламинированный документ.
Корр.: А кто выдает такие права?
Ю.Г.: По окончании обучения каждому слушателю выдается комплект документов, включающий прежде всего свидетельство об окончании наших курсов. На основании этих документов и успешной сдачи экзаменов (вся группа в организованном порядке под руководством нашего капитана-инструктора сдает экзамен в Государственной инспекции по маломерным судам ( ГИМС) г. Москвы) Вы получаете государственное удостоверение на право управления маломерным судном, к которым относятся катера, мотолодки и гидроциклы.
Корр.: Наряду с российскими правами у вас обучаются и по международной программе?
Ю.Г.: Да. Дело в том, что российское удостоверение дает право управлять маломерным судном только на территории России. Если же Вы хотите управлять моторной или парусной яхтой за рубежом, взяв ее, например, в аренду, Вам необходимо иметь Международный сертификат яхтенного капитана. Это уже более длительный и серьезный курс, продолжающийся в течение полутора месяцев, после чего наши курсанты проходят десятисуточную морскую практику за рубежом, большей частью у побережья Греции, Турции, Хорватии и Черногории, для «продвинутых» курсантов предлагается район Канарских островов.
Таким образом, Центр морского права осуществляет подготовку судоводителей по двум основным направлениям. Первое – это обучение на месячных круглогодичных курсах и получение российского удостоверения на право управления катером, мотолодкой и гидроциклом. Второе – это подготовка яхтенных капитанов парусных и моторных яхт, включающая в себя несколько ступеней, – это более длительный период обучения, причем каждая ступень завершается выдачей соответствующего международного свидетельства яхтенного капитана на право управления моторной и/или парусной яхтой.
Кстати, с прошлого года в соответствии с имеющейся лицензией мы начали обучение капитанов и механиков речных судов 1-й и 2-й групп, а также курсы повышения командного состава речных судов и подготовку членов судовой команды – матросов, рулевых, мотористов.
Корр.: Скажите, пожалуйста, какие цены на обучение в Вашем Центре?
Ю.Г.: Если говорить о российском удостоверении, то теоретический курс обучения, включающий три категории – гидроцикл, мотолодка, катер, и два района плавания – внутренние водные пути судоходные и несудоходные, и продолжающийся один месяц, стоит 6500 рублей. На 3 тыс. руб. курс дороже, если Вы хотите дополнительно открыть морские пути, что дает Вам право управлять маломерным судном во внутренних морских водах : акваториях портов, морских заливах, бухтах, лиманах, внутренних морях (Азовское, Белое и др.) и территориальном море ( до 12 морских миль от берега).
Практическое 4-часовое занятие на моторной лодке обойдется Вам в 1500 руб.
Цена на такого рода услуги в Московском регионе уже давно сформировались. Поэтому если Вам предлагают курс обучения стоимостью ниже 6 тыс. руб., насторожитесь. За эти деньги Вы вряд ли пройдете полноценный курс обучения с преподавателями, в лучшем случае Вам предложат пройти несколько занятий на компьютере, выдадут документы и отправят в ГИМС самостоятельно сдавать экзамен. У нас уже проходили повторное обучение и практику люди, которые закончили такие с позволения сказать, курсы судоводителей и после этого не знают с какой стороны подойти к лодке.
Что касается международного курса, то он несколько дороже, но цены отнюдь не фантастические. Теоретический курс обойдется Вам в 25 тыс. руб. в месяц, а десятисуточная практика в Эгейском или Адриатическом море – 95 евро в сутки. После окончания практики Вы получает международный диплом яхтенного капитана. Хотя, понятно, что не каждый сразу же после получения международного диплома рискнет самостоятельно выходить в море. Чаще всего, наши слушатели, даже уже получившие дипломы, несколько раз выходят в море в составе эскадры под общим руководством нашего капитана-инструктора и только набравшись необходимого опыта, уже потом самостоятельно фрахтуют яхту.
Но бывают случаи, когда сразу после окончания практического курса, наши слушатели уже самостоятельно и уверенно командуют яхтой. Так что все зависит от уровня подготовки и, наверно, характера.
Корр.: А есть ли у Вас какие-то скидки?
Ю.Г.: Насколько нам известно, системных скидок по обучению судоводителей ни одна организация в Москве не предоставляет. Несмотря на то, что цены на обучение у нас практически граничат с себестоимостью, для определенных категорий граждан мы все же предоставляем скидки. Это инвалиды 1 и 2 групп, а также участники боевых действий в «горячих» точках. Скидки заключаются в том, что оплатив лишь базовый курс, они получают «права» с морскими путями. Как видим, скидка в этом случае составляет более 30%.
Корр.: Учатся ли в Вашем центре женщины?
Ю.Г.: Практически в каждой учебной группе, а у нас сейчас параллельно проходят обучение сразу четыре группы, учатся от 10 до 30 процентов женщин. Надо сказать, что они показывают результаты ничуть не хуже, а иногда и выше, чем мужчины. Чаще всего у нас учатся семейные пары. И это правильно, кто же еще , как не твоя половина, сможет подстраховать тебя на вахте. У нас училась одна уникальная девушка, Пугачева Юля, которая приезжала на занятия на огромном джипе, которым управляла с необычайной легкостью. Она прошла у нас все курсы, в том числе и морского английского языка, получила все возможные дипломы и сертификаты, побывала на практике во всех точках Мирового океана, а теперь также уверенно управляет яхтой.
Корр.: Наряду с обучением какие услуги вы еще предоставляете?
Ю.Г.: Недавно мы создали еще одно предприятие, которое территориально располагается вместе с нами и реализует морскую литературу, которую мы издаем большей частью самостоятельно. Кроме того, мы занимаемся регистрацией водных транспортных средств, действуя по доверенности от наших клиентов. Процедура регистрации довольно сложна и может занять не один день, поэтому если Вы не хотите томиться в очередях и заниматься бумажной волокитой, за вполне умеренную плату, за Вас это сделают наши сотрудники.
Мы располагаем своим небольшим флотом. Флот компании включает большой пассажирский теплоход , находящийся под надзором Российского Речного Регистра, а также две моторные яхты, зарегистрированные в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС).
У всех желающих есть возможность на борту нашего флагманского теплохода «Корунд», двухпалубного судна длиной более 40 метров, осуществить прогулку по Москва-реке, организовать любое мероприятие – детский праздник, юбилей, свадьбу, банкет, конференцию, семинар и т.п.
Таким образом, сразу в одном месте Вы можете получить целый спектр услуг, связанных с флотом. Что называется, пять в одном :
- российские права на лодку, катер, гидроцикл;
- международные дипломы яхтенного капитана;
- дипломы и квалификационные свидетельства для командного и рядового состава речных судов;
- государственная регистрация лодок, катеров, гидроциклов;
- любая морская литература;
- аренда пассажирского теплохода и моторных яхт;
- курсы повышения квалификации для командного состава речных судов, а также по морскому праву для всех желающих.
В этом, наверное, и заключается комплексный подход.
Корр.: И в заключение, где вы располагаетесь? Где проходят практические занятия? Когда можно записаться на ближайшие курсы?
Ю.Г.: Мы располагаемся в районе метро «Динамо» по адресу: Петровско-Разумовский проезд, д.15. Здесь же проходят теоретические занятия. Практические занятия у нас проходят на Химкинском водохранилище в шаговой доступности от метро «Водный стадион». Здесь стоит наш флот. Курсы у нас идут ежемесячно и круглогодично. Более подробную информацию о нас можно получить в интернете, введя в любом поисковике словосочетание «Центр морского права».