Интервью заведующего кафедрой «Морское право» изданию «Московский комсомолец»
no-image

Интервью заведующего кафедрой «Морское право» изданию «Московский комсомолец»

26 мая 2021

Заведующий кафедрой «Морское право» Юридического института Российского университета транспорта, д.ю.н., проф. Гуцуляк В.Н. дал интервью корреспонденту издания «Московский комсомолец» в связи с имевшим место у побережья Японии столкновением двух морских рыболовных судов под флагом России и Японии. Столкновение привело к трагедии – погибли три японских рыбака.

По мнению Гуцуляка В.Н., столкновения судов всегда были, есть и, видимо, долго еще будут наиболее часто встречающимися на море аварийными происшествиями, влекущими значительные материальные убытки, а иногда человеческие жертвы, и вызывающими сложные судебные и арбитражные процессы, а также юридическую ответственность виновных в нем лиц.
Один из последних случаев столкновения морских судов, сопровождавшийся гибелью людей, произошел 03 декабря 2017 г. в Желтом море у западного побережья Южной Кореи. В результате столкновения рыболовного судна и бункеровщика, перевозившего топливо, погибли семь человек и двое пропали без вести. И вот снова, речь идет о рыболовных судах.
С точки зрения международного морского права ключевую роль здесь играют Международные правила предупреждения столкновений судов в море, принятые в 1972 г.( МППСС-72). В мире нет ни одного моряка, которому они были бы не знакомы Это один из немногих универсальных международных договоров, участниками которого являются 153 государства. Это, если угодно, библия любого современного судоводителя, независимо от того, управляет он супертанкером или небольшой прогулочной яхтой.
Ключевым правилом в МППСС-72, безусловно, является правило 5 «Наблюдение». Оно гласит, что каждое судно должно постоянно вести надлежащее визуальное слуховое наблюдение, так же, как и наблюдение с помощью всех имеющихся средств, применительно к преобладающим обстоятельствам и условиям, с тем, чтобы полностью оценить ситуацию и опасность столкновения.
По иерархии данное Правило представляется самым важным. Дело в том, что если на судне должным образом не ведется наблюдение, то остальные правила просто теряют практический смысл.
К сожалению, как показывает практика, именно на рыболовных судах не всегда ведется надлежащее наблюдение, что, видимо, и привело к трагедии.
Подробно интервью можно посмотреть здесь.


no-image